понедельник, 13 сентября 2010 г.

Герман Оберт


Marina Tereshkova
Moonbuggy Team Russia 2011
Marina.Tereshkova@spaceeducation.eu
http://www.spaceeducation.eu/

28 августа суббота

В Лейпциге медленно, но неуклонно наступает осень. Сегодня с утра моросил холодный дождь. Просыпаться нехотелось, поваляться бы ещё...
Но новый день. наступил.. И нужно вставать и идти ему навстречу. Как обычно, приготовили завтрак для посетителей гостиницы. А потом, я всё-таки немного поспала ещё, так как в такую погоду бегать было нельзя.

9.20 Завтрак. Мы обсудили план на предстоящий день.

10.00     Я занялась корректировкой записей в дневнике за прошедшую неделю. Затем начала разбираться с телеметрией. Женя и Ян сегодня чертили привод переднего правого колеса. Они разобрали полностью переднюю стойку, систему управления  и сняли само колесо.

13.00 Обед

13.30 Г-н Хеккель и Ян отправились в магазин за новой батареей для телеметрических датчиков. Я и женя продолжили моделировать.

19.00 Ужин
 После ужина произошло очень необычное знакомство. В «Space Hotel» заехали внучатые племянницы выдающегося ученого в обасти освоения космоса Оберта Герхарда, г-жа Франк и г-жа . Он является одним из шести основателей науки о космосе. Работал в то же время, что и Циолковский. Мы с ними поговорили. Эти две замечательные женщины рассказали нам о нём. О его жизни, жизненном пути.

Герман Оберт родился 25 èþíÿ 1894 ãîäà в городе Ãåðìàíøòàäòå. Отец Германа — Юлиус Оберт был известным хирургом, главным врачом местной больницы. Для Германа, как и для многих, посвятивших себя космонавтике, первым импульсом послужил роман Æþëÿ Âåðíà «Из пушки на Луну», известный на Западе под названием «Von der Erde zum Mond». Автору романа было известно, что для успеха такого мероприятия межпланетный обитаемый снаряд должен был иметь вторую космическую скорость — более 11 км/с.


Герман прочёл этот роман после окончания начальной школы и поступления в гимназию в 1905 ãîäó. И полученные им знания по физике твёрдо убедили его в том, что достижение такой скорости в стволе пушки («Колумбиады» длиной 300 м) потребовало бы такого ускорения, которое неизбежно разрушило бы снаряд. Тем более, ему, как сыну врача, была очевидной смертельность такого ускорения для экипажа. Гимназист стал прекрасным прыгуном в воду, чтобы на собственном опыте прочувствовать как ощущение ускоренного падения и торможения, так и невесомости. Он ел яблоко, стоя на голове, и опроверг опасение, что в таком положении пища не будет задерживаться в желудке. Подобные эксперименты он проделывал с 1908 по 1916 ãîäû.

Таким образом он ещё в начале ХХ века ясно представил себе проблемы, которые являются предметом решения современных êîñìè÷åñêîé ìåäèöèíû и êîñìè÷åñêîé áèîëîãèè. Герман интенсивно занимался самообразованием и ему удалось получить по математике знания, превышавшие требования школьного курса.

В 1908 ãîäó он окончательно пришёл к выводу о том, что в Космос можно выйти только с помощью ракеты. 16-летний гимназист совершенно верно определил и вторую задачу-выбор топлива для ракетного двигателя. До него единственным видом топлива был порох. Герман уже в 1912 ãîäó самостоятельно нашел математическое выражение, которое известно как «ôîðìóëà Öèîëêîâñêîãî» и использовал его как руководство к решению поставленной задачи. Ему было ясно, что решение невозможно найти при ориентации на твёрдое топливо. Поэтому он пришел к мысли о необходимости использовать в качестве топлива смесь водорода и кислорода.

По окончании гимназии, Оберт изучал в Ìþíõåíå медицину в 1913 ãîäó, при этом посещал лекции известного физика Çîììåðôåëüäà и механика Ýìäåíà. После начала мировой войны Оберт после короткой военной подготовки был направлен на Âîñòî÷íûé ôðîíò в 1914 ãîäó, где в феврале 1915 ãîäà во время Êàðïàòñêîãî ñðàæåíèÿ был ранен. После излечения он был оставлен в госпитале и служил до окончания войны санитаром в резервном госпитале по месту жительства. При этом он приобрёл необходимые знания и показал себя весьма успешным диагностом. Однако его продолжали интересовать проблемы влияния невесомости на длительную работоспособность и психическое состояние человека, и он ясно представлял себе катастрофические последствия, к которым могло привести, например, чувство страха, связанное с потерей привычной ориентации в пространстве.

В 1917 ãîäó он сконструировал (опередив всех) большую ракету высотой 25 и диаметром в 5 метров, несущую 10 т спирта и жидкого кислорода, поступающих в ракетный двигатель с помощью насоса, приводимого в движение от бортового динамо. Для стабилизации полёта им было предложено использование гироскопа. Таким образом была намечена принципиальная схема, используемая в конструкторских разработках будущего. Главный врач госпиталя, в котором служил Оберт, поставил в известность Военное министерство о его работах и предложил информировать Германию, как союзника в войне, об этой идее. Однако очевидная высокая стоимость разработки и материалов заставили его на долгое время оставаться без необходимой финансовой поддержки.

5 июля 1918 ãîäà Оберт женится на своей землячке Матильде Химмель. От этого брака произошло четверо детей.
Осенью 1918 года он продолжил своё образование в области медицины в Áóäàïåøòå, при этом демонстрируя свои блестящие способности в диагностике. Затем он изучал физику в университетах Клаузенбурга и Мюнхена и в университете øòòèíãåíà в 1919 ãîäó (физика, математика и астрономия). В 1920 ãîäó он проектирует трёхступенчатую ракету весом 100 тонн.

В 1921 ãîäó он изучал физику и закончил свое образование в университете Ãåéäåëüáåðãà. При этом он окончательно укрепился в мысли, что выйти в космос можно только на многоступенчатой ракете на жидком топливе и пишет свою первую в мировой науке докторскую диссертацию на тему межпланетных полётов. А в январе 1921 года сочиняет четыре своих известных тезиса. В этом же году его квалификационная работа была отклонена.
В 1922-1922 ãîäàõ он читает лекции по математике и физике в учебном центре по подготовке учительниц в городе Øåññáóðãå (SchдЯburg — Sighisoara).

В мае 1923 ãîäà он сдаёт госэкзамен в университете Êëàóñåíáóðãà (Klausenburg — Cluj-Napoca) на звание профессора. В 1923—1924 годах он преподаёт математику и физику в гимназии Шессбурга.

В 1925—1938 ãîäàõ он — профессор, преподающий математику и физику в Ìåäèàøå (Medias); здесь он проводит в мастерских лётной школы свои эксперименты.

Он вместе с Вернером Фон Брауном учасвтвовал в разработке «Фау 2», после окончания Второй Мировой войны отправился В америку.

В 1971 ãîäó в Фойхте был открыт музей его имени.
В 1976 году в городском парке Фойхта был открыт памятник Оберту.
К числу его последних работ относится идея создания гигантского космического зеркала для перенаправления солнечной энергии на Землю. Он также предложил создать на околоземной орбите научную станцию. В 1962 году он ушёл на пенсию, но продолжал работать над идеей организации международного сотрудничества. Его интересовала тема создания Всемирного парламента (Wдhlerfibel fьr ein Weltparlament, Feucht 1983)
Герман Оберт скончался 28 декабря 1989 в Фойхте и похоронен на городском кладбище.


Поздно ночью г-н Хеккель позвонил своему другу Томми, в Хьюстон. Он коструктор ракетоносителей космических Шатлов. Мы поговорили с ним. Необычный и интересный разговор состоялся.
Границы отодвигаются... мир как на ладони. Хантсвиль, Москва, Лейпциг, кто бы мог подумать об этом 20 лет назад!!!

Комментариев нет:

Отправить комментарий