понедельник, 13 сентября 2010 г.

Пеенемюнде

Marina Tereshkova
Moonbuggy Team Russia 2011
Marina.Tereshkova@spaceeducation.eu
http://www.spaceeducation.eu/

3 сентября.Четверг


Gallery:
http://www.flickr.com/photos/spaceeducation/sets/72157624895405766/
http://www.flickr.com/photos/spaceeducation/sets/72157624895469934/
http://www.flickr.com/photos/spaceeducation/sets/72157624770961283/
http://www.flickr.com/photos/spaceeducation/sets/72157624770980683/
http://www.flickr.com/photos/spaceeducation/sets/72157624770993299/

Ян кадыров
Сегодня я проснулся рано утром, и сперва не понял, где это я. Комната здорово смахивала на кабину корабля. Я огляделся и увидел Ральфа, Марину и Евгения, которые  спали здесь же. И тогда я вспомнил, что вчера вечером мы прибыли в Пеенемюнде и остановились на яхте-отеле времен второй мировой войны.
Погода была солнечной, и холодной немного. Пеенемюнде был небольшим городом, но с  богатой историей.

Пеенемюнде.

 Когда-то давно, маленький мальчик играл здесь на острове Узедом в солдатики, а потом подрос- и стал взрослым мужчиной, основал на территории простой рыбацкой деревеньки суперсовременный завод по производству ракет «Фау 2». Он мечтал о полётах в космос, а на деле вынужден был делать «оружие возмездия», погубившее большое количество людей. Комплекс состоял из завода по производству жидкого топлива для ракет, ТЭЦ, цехов по сборке, ангаров для хранения готовых экземпляров, пусковых площадок, жилых домов для сотрудников и железной дороги, связывающей Пеенемюнде с Берлином.

Вернеру Фон Брауну было  25 лет, когда он начал организовывать и руководить работой 5ти тысяч человек, трудящихся для исполнения мечты о запуске ракеты дальнего действия. Многих хороших инженеров он специально отзывал с фронта.

Первое место, куда мы отправились-   завод по производству жидкого кислорода. Ральф рассказал нам об истории этого предприятия. В 1938 году здесь был осуществлен первый успешный пуск A-4, она преодолела 198км. Завод располагался на открытой территории, поэтому английская разведка при первой же съёмке местности обнаружила его.  В конце Второй Мировой Войны военно-воздушные силы Великобритании разбомбили эту фабрику. После бомбардировки не было никакой  возможности продолжить производство. Но здание построенное из самого крепкого бетона оказалось неуязвимым и для английских бомб и для советского динамита, и для немецких молотков. Сегодня это строение похоже на некий памятник мощи немецкой науки и ужасу войны. Мы видели разрушения причиненные войной и думали о судьбе детища гения.

В 12 часов мы посетили самое сердце Пеенемюнде, ее ТЭЦ. После Второй мировой войны, ТЭЦ была частью советской военной базы, а последние 20 лет, - это музей ракетостроения. Экскурсию для нас провёл директор музея. Он очень интеллигентный и образованный человек. Говорил он на английском и прекрасно рассказал нам историю ракетостроения в Германии. Г-н Мюлендорфер- Фойхт  свою экскурсию начал с места, где стоят памятники 2м ракетам- крылатой ракете «Фау 1» и  баллистической ракете«Фау 2» , они полностью разные, но когда-то они были соперницами и модель 2 победила.
Мы стоим перед большим камнем, на котором выгравированы имена десяти советских солдат. Он поставлен в знак признания особого значения их побега с секретной базы Пеенемюнде. 

 Эти герои во главе с М.П. Девятаевым находились в немецком плену и попали в концентрационный лагерь в Пеенемюнде. Все тяжелые работы здесь выполняли советские военнопленные.8 февраля 1945года группа советских военнопленных из 10 человек захватила немецкий бомбардировщик Heinkel He 111 H-22 и совершила на нём побег из концлагеря на острове Узедом. Пилотировал его Девятаев. Немцы выслали вдогонку истребитель, но тот не сумел их обнаружить. Самолёт был обнаружен истребителем, возвращающимся с задания, но приказ немецкого командования «сбить одинокий „Хейнкель"» не выполнил из-за отсутствия боеприпасов. В районе линии фронта самолёт обстреляли наши зенитки. Пришлось идти на вынужденную посадку. «Хейнкель» сел на брюхо южнее деревни Голлин. в расположении артиллерийской части 61-é àðìèè. В итоге, пролетев чуть более 300 км, Девятаев доставил командованию стратегически важные сведения о засекреченном центре на Узедоме, где производилось и испытывалось ракетное оружие нацистского рейха, точные координаты стартовых установок ФАУ, которые находились вдоль берега моря.

Несмотря на то, что доставленные Девятаевым сведения оказались абсолютно точными и обеспечили успех воздушной атаки на полигон Узедом, он и его соратники не только не получили никаких наград, но были помещены в фильтрационный лагерь. В сентябре 1945 г. в этом лагере Девятаева нашёл Сергей Павлович Королёв, назначенный руководить советской программой по освоению немецкой ракетной техники, и вызвал на базу Пеенемюнде. Здесь Девятаев показал нашим специалистам места, где производились узлы ракет и откуда они стартовали. Именно за помощь в создании первой советской ракеты «Р 1» — копии «Фау 2» — Королёв в 1957 г. смог представить Девятаева к званию Героя Советского Союза. В ноябре  1945года был уволен в запас. Его не брали на работу. В 1946 году, имея в кармане диплом капитана, с трудом устроился грузчиком в Казанском речном порту.

Затем,  Г-н Мюлендорфер- Фойхт провёл нас на территорию закрытую для туристов- внутрь ТЭЦ. Сейчас там остались только стены и небольшие фрагменты угольного конвейера и различных нагревателей, печей. Сейчас там ведутся реставрационные работы. Эта котельная вырабатывала в своё время 30 Мвт. 25 из них шло на работу завода, а остальные 5- на жилые дома сотрудников, мелкие нужды и на питание электропоезда Берлин- Пеенемюнде.

После этого мы посетили собственно главное здание музея. На первом этаже расположен кинотеатр, в котором показывают образовательный фильм об истории мирового ракетостроении. Сбоку расположена реставрационная комната, в которой ведется в данный момент восстановление найденных фрагментов ракеты «Фау 2», её хвостовая часть вплоть до обруча, через который осуществлялась телеметрия. Специалисты не делают из неё новую чистую, без коррозии модель, а наоборот, оставляют следы времени, консервируя в том виде, в котором она сейчас. Здесь проходят практику немецкие и польские студенты.

Он пригласил нас к себе в кабинет на чашку чая. Он рассказал нам о том, что хотел бы наладить контакты с музеями космонавтики в России. Сделать совместную экспозицию История развития космоса по обе стороны войны.

Музей сделан в нестандартном виде. Он располагается в здании ТЭЦ, его отреставрировали, но лишь немного, подкрасили стены, провели электричество. Внутри в длинных коридорах чувствуешь себя немного жутковато. Стены пусты,выложены они из крупного кирпича. На них висят ставни от маленьких бункерских окон. Открыв одну, обнаруживаешь телевизор, по которому  непрерывно идет видеоролик либо интервью с пожилым инженером, либо с кадрами из хроники важнейших событий. В музее большая экспозиция- секретные документы по разработке и устройству «Фау 2» , воспоминания очевидцев тех событий. Мне очень запомнилась раздевалка- где каждый ящичек- это история жизни инженеров, принимавших участие в разработках ракет. Открываешь створку, на ней биография , на задней стене висит фотография.

Мы прошли 5 или 6 больших залов. Исторический- в нем вся информация о развитии ракетостроения в Германии, СССР и США. Висит большая карта, на которой отмечены страны, имеющие ракеты с ядерным зарядом на борту. Красными кружками обозначено каким количеством экземпляров они обладают.

Был зал, в котором представлены отдельные части ракеты «Фау 2» её двигатель, графитовое оперение, в своё время Фон Браун построил 4 тыс ракет, потратив весь запас графита, поэтому на производство ядерных ракет у третьего рейха не осталось ресурсов.

 Было очень трудно увидеть весь музей, но любопытство было сильней. В конце экскурсии мы очень устали, наши мозги были переполнены информацией, но наши глаза все еще блестели жаждой знаний.

В 16:00 мы посетили  Penuminda аэропорт  и заказали билеты для отдельного полета на автожире рядом с пилотом. После Марины и Евгения я был третьим, кто достиг 500-футовой высоты и видел Пеенемюнде с неба. Вернер фон Браун не был дураком в выборе этого места для своей базы. Природа создала все условия, чтобы сделать тестирование и запуски ракет легкоисполнимыми и безопасными. Кроме того, это место было очень красиво, усеянное лесом спускающимся прямо к морю.

После аэропорта мы вернулись к нашему судну и думали, что день итак  сверх богат на события. Но приключения на этом не закончились. Позади нашего судна была советская субмарина, которая была переоборудована в музей. К счастью, кассирша оказалась русской женщиной по имени Инна. Она была очень дружелюбна и дала нам билеты со скидкой. Я думаю, что это было правильно потому что в субмарине не было толком ничего, чтобы можно было бы посмотреть, только узкий проход и маленькие люки. Таким образом, я был очень счастлив вновь увидеть синее небо и солнце, когда я вышел.
Позже я говорил о «музее- подлодке» с Инной, она рассказала мне, что он  гораздо в лучшем состоянии чем другие русские действующие субмарины.

Было очень солнечно в тот день, и мы подумали, что будет очень хорошо пойти поплавать в Балтийском море. Вода была  очень холодной, но было все –таки здорово! На обратном пути Ральф учил нас водить его BMV автомобиль.
Я думаю, что буду всегда помнить этот день.

Gallery:
http://www.flickr.com/photos/spaceeducation/sets/72157624895405766/

Комментариев нет:

Отправить комментарий